Мы являемся потребителями двух основных категорий, это:
а) Товары
б) Услуги.
За товары мы платим по схеме «утром деньги, вечером стулья», а за услуги – наоборот. Батон хлеба, лыжные ботинки и автомобиль – это товар. Чтобы получить его в безраздельную собственность, сначала вносится оплата. А стрижка, ремонт часов и стоматология являются услугами, и в качестве услуг оплачиваются постфактум.
Остекление – это сочетание товара (окно) и услуги (монтаж), но существует один нюанс: качественные окна - не просто дорогостоящий продукт, они делаются под заказ. Инженер-замерщик промеряет конкретный проем, учитывая его особенности, такие как кривизна, сколы, прогнившие кирпичи, глубина четверти. Заказчик хочет часть створок сделать глухими, часть – открывающимися, он выбирает дополнительные услуги под собственные вкусы и потребности, например, цветную ламинацию и сетку-антикошку. Это его индивидуальный проект, который в таком виде больше никто не купит. Как только спецификация поступает на производство, начинается раскрой профиля и изготовление стеклопакетов. То есть если покупатель на другой день после заключения договора передумает делать заказ, поставщик уже понесет немалые расходы. Если поставлять такую продукцию, как окна, без предоплаты, а два-три крупных заказчика откажутся по каким-то своим внутренним причинам, фирма обанкротится.
С монтажом проще, поскольку это услуга, которая вполне может быть оплачена после завершения работ. Если покупатель в последний момент откажется от монтажа, фирма-поставщик на этом ничего не потеряет: ту же самую пену и герметик можно использовать на любом другом объекте. В общей стоимости остекления монтаж составляет в среднем 20%, поэтому предоплата за окна обычно составляет 70-80%, а доплата вносится после установки и подписания акта сдачи-приемки. Но если в договоре монтаж изначально не включен, допустим, у клиента есть своя строительная бригада, то статья услуг исчезает из покупки и предоплата составит полную стоимость.